Глава 74 - Проект судостроения

- Что? Почему это мы не можем себе позволить купить лодку? - возмущённо поинтересовался Роланд, бегло просматривая отчёт по своему запросу о приобретении обычной двухмачтовой лодки, который оставили у него на столе.

Баров прокашлялся и принялся объяснять: "Видите ли, Ваше Высочество, это на данный момент невозможно. Сама лодка стоит в районе восьмидесяти-ста двадцати золотых роялов, но это чистая цена за производство. Ещё следует учитывать, что и команде платить придётся, таким образом все расходы на одну лодку составят чуть выше двух сотен золотых роялов".

- Я что, не сказал, что нам не нужны матросы и рулевой? Капитан нам тоже не нужен, нам нужна просто пустая лодка! - Роланд в гневе забарабанил по столу, словно пытаясь этим подкрепить своё мнение. Присутствие Венди позволяет сильно сократить команду, необходимую для перегонки корабля. Обычно идущие по реке корабли передвигались лишь в одном направлении, поэтому для управления ими нужно было лишь поднять паруса. Траты на рулевого и команду матросов были совершенно бесполезны - раз у них есть ведьма, способная контролировать ветер, то они однозначно смогут без лишних усилий двигаться вперёд.

- Ваше Высочество, в Ивовом городе нет предложений, соответствующих вашему запросу, - принялся подробно объяснять Баров. - Кажется, вы вообще ничего не знаете об индустрии кораблестроения. Обычно владелец судна и есть его капитан, он может быть как торговцем, так и из знати. Если капитан - торговец, то тогда он путешествует между городами с целью покупки и дальнейшей перепродажи различных товаров. Если он из знати, то на своё место капитана он берёт наёмника, которому нужен корабль. Но наёмникам зарплату платят не раз в месяц, а сразу за срок от одного до трёх лет.

- Обычно судно и его команда крепко связаны. Вы хотите приобрести у капитана судно, но не нанимать его команду - в таком случае капитан потерпит убытки, ведь зарплату-то своим людям он уже отдал. Даже для кого-то из знати восемьдесят золотых роялов не такая уж и мелкая сумма. После торговых сделок с Ивовым городом, что мы провели в начале месяца, в городской казне у нас сейчас триста пятнадцать золотых роялов. Если мы потратим половину из них на лодку, то не сможем выдать зарплату патрульным, - Баров выпалил это всё на одном дыхании, но затем остановился и глотнул холодного эля.

Немного поразмышляв над услышанным, Роланд протянул: "Ты сказал 'обычно'..."

- Да, - кивнул Баров, - есть два случая, когда корабли продаются без нанятых команд. Первый случай это когда торговцу срочно требуются деньги, поэтому он распродаёт имущество - сначала он распускает матросов, а потом старается продать корабль как можно быстрее. Второй случай - когда торговец хочет купить себе новый корабль, поэтому избавляется от старого. Оба случая, конечно, очень удачные сделки, но они встречаются очень редко.

- Подожди-ка, - нахмурился Роланд. - Ты сказал "купить себе новый корабль"... А откуда в таком случае корабли берутся-то?

- Из Клируотерского порта, или района Морского бриза, ну или из Форсайта. Корабли строятся только в городах с морскими портами и большими доками.

Роланд замолчал, обдумывая. Так вот что Баров имел в виду, когда говорил, что в Ивовом городе он таких предложений не найдёт. Впрочем, принц пока не может позволить себе путешествие во все те города, они слишком далеко, да и без команды он вряд ли сможет пригнать корабль сюда, в Пограничный город.

- Ну раз такое дело, то тогда мне нужно ещё раз всё обдумать.

Советник, заметив что Роланд погрузился в размышления, молча вышел из комнаты.

В планах Роланда на будущее корабли играли очень важную роль - если у него не будет способа быстро доставить артиллерию к крепости, то, логично предположить, в битве её использовать не получится. Личная армия герцога в основном состояла из армии самой крепости, а ещё из торговцев, фермеров и прочих. Скорость передвижения у неё была довольно медленной.

Но артиллерия двигалась ещё медленнее! Картер тогда верно сказал - если колесо пушки попадёт в какую-нибудь выбоину, то дальше пушку не сдвинешь. В этом веке же не существует асфальтированных дорог, в конце-то концов, да даже простых вымощенных камнем дорог не было! В эти времена люди в основном ходили пешком, протаптывая тропы. Если погода была солнечная, то дороги были тверды, но как только шёл дождь, всё превращалось в грязь.

В конце концов, Роланду, как и всегда до этого, оставалось лишь рассчитывать только на себя.

Он развернул на столе лист бумаги и принялся записывать необходимые параметры.

Первое: корабль должен осуществлять перевозку одной-двух пушек и ещё тридцати людей, причём им нужно будет управлять не механически, а с помощью парусов.

Второе: корабль будет ходить только по рекам, поэтому корпус у него должен быть низким, но прочным.

Третье: им должно быть легко управлять, патруль должен справляться с этим после нескольких уроков.

Немного помедитировав над требованиями, Роланд решил, что лучше всего ему подходит лихтер (баржа с плоским дном).

В общем, перед Роландом стояла задача найти одну из таких барж, которые он несколько раз уже видел проходящими по реке. В его прошлой жизни такие баржи возили песок или гравий, их низкий центр тяжести был практически на уровне водной глади. Правда, для перемещения баржи ещё понадобится буксир.

Определившись с типом лодки, Роланд принялся подбирать подходящий для строительства материал.

Взяв другой листок, он записал три варианта: дерево, железо и бетон.

Деревянные корабли принадлежали к раннему веку судостроения - из дерева делали всё, от простых лодочек до огромных мачтовых линкоров. Их можно было использовать везде - и на реках, и в океанах. Но, к сожалению, Роланд абсолютно не знал, как из дерева строить баржи, да и строителей у него не было. Если он попытается выстроить корабль, основываясь лишь на своих умениях, то у него выйдет максимум огромная лодка, которая в любой момент может развалиться.

Железные корабли строили примерно по такой же технологии, как и дома - брали две огромные балки, приделывали их крест-накрест друг к другу, таким образом формируя киль. Затем сформированный киль покрывали листами железа. В принципе, Анна могла бы такое организовать, причём полностью загерметизировать швы. Но увы, на это уйдёт слишком много железа, а его и так уже мало осталось - такой способ не подходил, так как лучше железо потратить на постройку ещё нескольких паровых машин и пушек.

Остался третий вариант - постройка кораблей из бетона. Городские стены были уже полностью готовы, поэтому в городе был переизбыток сырьевых материалов для бетона. Если Анна найдёт время помочь затвердить бетон, то его хватит на одну-две баржи. Да и сам процесс изготовления такой баржи был намного проще, чем процесс изготовления железной. Роланду всего лишь требуется сделать деревянную форму, укреплённую железными сцепками, и залить её бетоном. Таким нехитрым образом они даже здесь могут построить парочку бетонных лодок для той же самой рыбалки. Ещё один плюс такого подхода: бетон не ржавеет. Более того, за ним-то и особо ухаживать не нужно, да и затраты на постройку будут намного ниже. Бетонные корабли очень крепкие и долговечные - несмотря на то, что Роланд не умел строить корабли, способные пересечь океан, постройка обыкновенной грузовой баржи особых сложностей у него не вызывала. Он вздохнул - одной проблемой меньше.

Держа в уме нужные детали, он быстро схватил перо и принялся делать наброски для будущей баржи.

***

Небольшая зона недалеко от реки Чишуй была огорожена стенами.

С целью как можно больше облегчить процесс производства, Роланд приказал огородить место как можно ближе к самой реке.

Там построили навес для защиты цемента от ветра и снега, и поставили два бассейна с горящими углями, чтобы предотвратить падение температуры и порчу бетона.

Плотники уже успели построить деревянные формы для отливки баржи - нос был в форме полукруга, чтобы уменьшить давление воды, а корма - полностью плоской, чтобы увеличить вместимость. В длину баржа была примерно как три её ширины - около двадцати четырёх метров. Обычно лодки строили в пропорции восемь к одному, поэтому такая баржа была довольно нетипичной. Также на баржу установили две мачты и соединили их с железными балками. На палубе находился запасной руль. Весь корабль был укреплён стягивающимися железными полосами.

Несмотря на то, что в самом бетоне не было укрепляющей арматуры, это не было минусом - Анна неплохо поработала над скреплением металлических полос, которые формировали железный каркас всего корабля.

Как только каркас, мачты и прочее было установлено, Роланд отдал команду рабочим, чтобы те заливали форму бетоном.

Бетон заливали медленно и аккуратно, формируя что-то наподобие бассейна. Середина корабля была пустой, но вот стены были примерно метров пять. Со стороны это было похоже на простую чугунную ванну.

И никто из присутствующих, даже Анна, никогда бы не смог предположить, что этот странный материал, из которого они строили стены, можно ещё и использовать в строительстве кораблей.